+7 (347) 258-86-76

+7 (347) 258-86-76

Блог

вернуться ко всем записям > к рубрике О позвоночнике

Почему болит копчик у мужчин и женщин основные причины и связанные болезни

Почему болит копчик у мужчин и женщин основные причины и связанные болезни фото

Возникновение боли в копчиковой кости (кокцигодинии) может быть обусловлено травмой позвоночника или другой провоцирующей проблемой, например, родами или дегенеративными изменениями в суставах. Это одно из самых дискомфортных ощущений, если учитывать, что болит копчик, когда человек сидит, долго стоит, поднимается из сидячего положения и прочее. Болевые ощущения в позвоночнике варьируются от слабых пульсирующих до острых, распространяющихся на другие органы и отделы.

Почему болит копчик?

Причины, при которых болит копчик, условно можно подразделить на следующие виды:

• Первичная кокцигодиния − различные повреждения структуры органа приводят к развитию болезненности. Нередко причиной, почему болит копчик у женщин, может стать, к примеру, родовая деятельность и т. п.
  • Вторичная кокцигодиния — данный вид патологии встречается чаще, дискомфорт связан с заболеваниями смежных органов (мочевого пузыря, кишечника, матки). Обследуемого беспокоит вторичная симптоматика, которую врач обязан учитывать при постановке диагноза и назначении лечения.

Характеристики и виды боли, их причины

Кокцигодиния может носить локальный характер, затрагивая только сам орган, а может перетекать на низ живота, спину и поясницу. Беспокоит пациентов боль в копчике при сидении, смене положения тела и прочее. В зависимости от источника патологии, болевые проявления делятся на ноющие, колющие и острые.

Боли после травмы

Удар в область ягодиц или падение, приводящие к перелому, трещине, ушибу, смещению — несколько из возможных причин того, почему болит копчик. Травма вызывает сильный, острый приступ кокцигодинии в самом органе или около него. В сидячем положении и во время ходьбы интенсивность её повышается.

Кокцигодиния зачастую носит мгновенный характер (может быть постоянной или приступообразной), но бывают случаи, когда симптом проявляется через несколько лет, в форме сильных жгучих болевых ощущений.

Боли в копчике и пояснице, крестце

Комбинация кокцигодинии с болью в пояснице и крестце может указывать на другие заболевания, например, остеохондроз, ишиалгию (защемление седалищного нерва), кисты, локализованные в поясничном и крестцовом отделах позвоночника.

Заболевания прямой кишки и геморрой также могут спровоцировать кокцигодинию, сопряженную с дискомфортом в пояснице и крестце.

Болит копчик, когда встаешь

Если пациент жалуется на кокцигодинию во время вставания, то подобный симптом указывает на послеоперационные осложнения в виде спаек в области малого таза или рубцов в промежности. Данный вид боли не имеет отношения к патологиям позвоночного столба.

Кроме того, в основном у женщин при вставании с места может наблюдаться прострел, а во время сидения беспокоит ноющая боль. Так почему болит копчик у женщин при сидении? Нужно отметить особенности женского строения таза с более эластичными связками и подвижным сочленением костей. Копчик болит при сидении у женщин после 40 лет, ведущих малоподвижный образ жизни, спортсменок.

Боли в копчике при наклоне

Кокцигодиния при наклоне — это симптом наличия заболеваний, локализованных неподалеку от органа:

• дисбактериоза, колита;
  • цистита;
  • аднекситаили эндометрита.

Боли, отдающие в копчик

Характерны боли, отдающие в копчиковую кость, для остеохондроза, воспалений в тазобедренных суставах, патологий прямой кишки, послеоперационных рубцов.

Боли выше копчика

Воспаления нервных окончаний в поясничном и крестцовом отделах позвоночного столба приводят к возникновению болей выше копчиковой кости.

Боли под копчиком

Данная разновидность кокцигодинии указывает на опущение промежности, заболевания прямой кишки, давние травмы позвоночника. А также боль под копчиковой костью может беспокоить при рубцах в районе заднего прохода.

Ноющие и тянущие боли в копчике

Часто ноющая и тянущая кокцигодиния сопровождает воспаление половых органов как у женщин (воспаление яичников и маточных труб), так и у мужчин (простатит, аденома простаты).

Запоры, геморрой и остеохондрозы тоже могут стать теми факторами, от чего болит копчик.

Боли в копчике при месячных

Менструацию часто сопровождает боль в копчике, причины у женщин кроются как в естественных процессах в матке, так и в гинекологических заболеваниях или неврологии. Среди естественных причин выделяют:

• сокращения органа во время менструации, которые становятся причиной иррадиирущей в копчиковую кость боли;
  • особенности строения и расположения половых органов, связанные с генетикой;
  • когда во время месячных болит копчик, причины у женщин могут крыться в возникновении внутреннего отека. Он образуется из-за задержки жидкости, связанной с гормональными изменениями.

Выраженные боли в копчиковой кости при менструации также могут указывать на эндометриоз, кисту яичника и другие гинекологические патологии, а также неврологические заболевания (остеохондроз, к примеру).

Боли в копчике у мужчин

Помимо прочих причин, источниками боли у мужчин могут стать инфекционные заболевания, которые приводят к воспалению простаты и мочевого пузыря. А также кокцигодиния возникает у лиц мужского пола, склонных к малоподвижному образу жизни в связи с работой: например, у таксистов, дальнобойщиков или, наоборот, при чрезмерной нагрузке на копчиковую кость во время езды на безрессорном транспорте («джиповая болезнь», приводящая, в отсутствии лечения, к нагноению и свищу).

Боли в копчике при беременности и после родов

Беременные нередко жалуются на боль в копчике. Причин данного симптома может быть несколько:

• подготовка к родам, сопровождающаяся изменениями органов малого таза — рост плода и матки приводит к смещению органов рядом и отклонению копчиковой кости назад;
  • дефицит кальция, являющегося основным питательным веществом для костной системы;
  • патологии репродуктивных органов;
  • травмы.

Возникновение кокцигодинии после рождения ребенка говорит о родовой травме, например, крупный плод способен привести к избыточному разгибанию органа.

К кому обратиться при болях?

Болит копчик, что делать в таком случае? Кокцигодиния зачастую имеет в анамнезе большое количество различных патологических процессов, поэтому выбор специалиста, к которому стоит незамедлительно обратиться, должен проводиться с учетом источника проблемы:

• травматолог — оказывает помощь, когда болит копчик;
  • к хирургу за помощью можно обратиться также в случае травм или проявлении кокцигодинии во время беременности и после родов;
  • гинеколог и уролог специализируются на заболеваниях мочеполовой системы, приводящей к кокцигодинии;
  • врач-проктолог лечит такие провоцирующие кокцигодинию заболевания, как патологии прямой кишки (геморрой, проктит, колит и т. п.), деформация ануса;
  • остеопат, вертебролог, мануальный терапевт работают с невыясненным фактором присутствия боли и её отсутствия, когда расслабляешься.

Обратиться к специалистам можно в клинике неврологии и нейрореабилитации «Аспект Здоровья» в Уфе. В нашей клинике приём ведут высококвалифицированные специалисты, которые помогут локализовать источник кокцигодинии и составят план, что делать, если болит копчик, избегая ненужных лекарств и операций.

Диагностика проблемы

В целях диагностики и для исключения широкого спектра заболеваний, пациент обследуется на выявление источника кокцигодинии — проводится осмотр, в ходе которого исследуется анальный канал, прямая кишка, органы репродуктивной системы, поясничный и крестцовый отделы позвоночника.

Обосновано применения аппаратных методов обследования:

• рентгенография позвоночного столба, показывающая дегенеративные изменения в поясничном, крестцовом отделах;
  • КТ и МРТ;
  • УЗИ половой системы и органов малого таза.

Клиника "Аспект Здоровья" в Уфе фото